menu close menu
Авторазборка Сакура Авторазборка Сакура
7 (908) 997 30 87 [email protected]

Причины перегрева двигателя, меры профилактики и способы ремонта

Что делать, если в машине перегревается двигатель


Перегрев двигателя представляет серьезную опасность не только для мотора, но и для всего автомобиля. Резкое повышение температуры чревато деформацией блока цилиндров и ГБЦ, повреждением поршней и вкладышей, разрушением коленчатого вала и другими последствиями. Если вовремя не отреагировать на ситуацию и не заглушить двигатель, жидкость в системе может закипеть. При кипении стремительно увеличивается давление в контуре, что может привести к разрыву патрубков и радиатора. При этом все подкапотное пространство загрязняется антифризом, а из-под капота начинает валить густой пар. Во время движения он блокирует обзор дороги, из-за чего водитель может съехать в кювет или на встречную полосу. Чтобы не столкнуться с такими неприятностями, необходимо знать, почему перегревается двигатель, и что делать в подобных ситуациях.

 

Причина №1 — мало антифриза в системе


Это распространенная ситуация, которая часто возникает после замены охлаждающей жидкости (далее — ОЖ). Дело в том, что при заливке антифриза в системе остается некоторое количество воздуха, который занимает определенный объем в патрубках, радиаторе и двигателе. При дальнейшей эксплуатации автомобиля воздух постепенно стравливается через расширительный бачок. Чтобы заполнить освободившийся объем, система отбирает жидкость из бачка. Соответственно, уровень в нем постепенно падает.
Объем воздуха, оставшегося в системе после замены антифриза, может превышать объем жидкости в расширительном баке. Поэтому вся ОЖ уходит из бачка, но в контуре по-прежнему остаются воздушные пробки. Они могут замедлять или полностью блокировать циркуляцию антифриза. При этом часто наблюдается перегрев двигателя на холостых оборотах, когда крыльчатка помпы вращается с минимальной скоростью. При повышении оборотов помпа усиливает циркуляцию и может протолкнуть воздушную пробку, вернув температуру к нормальным значениям. Именно с этим связано то, что при недоливе антифриза перегрев чаще возникает на холостом ходу, чем во время движения.

Решение проблемы


Поскольку такие ситуации часто возникают после замены ОЖ, в первые дни после заливки антифриза нужно внимательно следить за уровнем жидкости в бачке. Проверку следует выполнять перед каждой поездкой. Если уровень снижается, но при этом нет признаков утечки, нужно доливать антифриз. Когда весь воздух будет вытравлен из системы, уровень должен стабилизироваться. Но в машине всегда нужно иметь некоторый запас ОЖ.

 

Причина №2 — утечка охлаждающей жидкости


В предыдущем пункте была рассмотрена ситуация, когда в охлаждающем контуре недостаточно жидкости, но при этом он герметичен и не имеет протечек. В таком случае система, хоть и недостаточно, но наполнена антифризом. Поэтому охлаждающий контур продолжает выполнять свою функцию и отводить тепло, но с меньшей эффективностью.
Если система негерметична, последствия этой поломки и способы решения проблемы будут совершенно другими. При возникновении утечки магистраль может полностью опустеть. Если из системы вытечет весь антифриз, процесс теплообмена окончательно остановится, и двигатель вообще перестанет охлаждаться. Температура начнет непрерывно расти даже на холостом ходу, когда нагрузка на мотор минимальна. Если она превысит некоторое критическое значение, это приведет к термической деформации блока цилиндров, прогоранию прокладок и даже пожару.

 

Решение проблемы


Чтобы выявить и устранить протечку, нужно внимательно осмотреть подкапотное пространство, место стоянки автомобиля и салон. Под капотом особое внимание следует обратить на радиатор охлаждения, блок цилиндров, термостат, помпу и патрубки. Помимо шлангов, соединяющих основной радиатор с двигателем, нужно также осматривать резиновые трубки, по которым антифриз подается на салонный отопитель.
Место утечки проще выявить по расположению лужи под автомобилем. Например, помпы во многих машинах располагаются внизу двигателей, поэтому их трудно увидеть, осматривая подкапотное пространство сверху. Протечки водяных насосов чаще определяются при осмотре снизу.
В зависимости от места утечки, поломки устраняются такими способами:

 

  • Протекающую помпу обязательно нужно менять.Водяные насосы, как правило, не подлежат восстановлению.
  • Если антифриз течет в местах соединения патрубков, следует сильнее затянуть хомуты. При этом важно не переусердствовать, чтобы не передавить резину.
  • Утечка через стык между блоком цилиндров и ГБЦ устраняется путем замены изношенной прокладки.
  • Протекающий радиатор можно восстановить методом пайки, но эффект будет краткосрочным. Лучшее решение — поменять испорченный теплообменник.

 

Причина №3 — засор системы охлаждения


Одной из причин перегрева двигателя является загрязнение патрубков, радиатора и каналов двигателя сторонними отложениями. На внутренних поверхностях может образовываться накипь или желеобразный налет, который появляется из-за старения антифриза. Если жидкость долго эксплуатируется, а водитель не соблюдает сроки техобслуживания, в ней происходят необратимые химические изменения. При окислении или разложении присадок, содержащихся в старой ОЖ, в ней образуются сгустки или хлопья. Из-за этого охлаждающий контур может забиваться, теряя пропускную способность. В результате циркуляция жидкости замедляется или вовсе останавливается.

 

Решение проблемы


Загрязнение системы можно легко выявить, осмотрев расширительный бак. Если на его внутренних поверхностях имеется налет, а жидкость стала непрозрачной, нужно промыть систему и заменить жидкость.
Если засорен радиатор, это определяется на ощупь, по температуре входного и выходного патрубка. При сильном загрязнении входной шланг будет горячим, а выходной — холодным или едва теплым. Также можно аккуратно ощупать сам радиатор по всей его поверхности. Он должен быть горячим во всех местах. При этом следует действовать осторожно, чтобы не обжечь руки. Ощупывать радиатор нужно с внешней стороны, поскольку с внутренней стороны располагаются лопасти вентиляторов, и они могут неожиданно включиться.

 

Причина №4 — загрязнения на радиаторе


В данном случае речь идет о внешних загрязнениях. Через радиаторную решетку может попадать дорожная грязь, сухая листва, насекомые, пыль и др. Такие загрязнения скапливаются на ламелях радиатора, из-за чего ухудшается отвод тепла. Засохшая грязь, листья и другой мусор работают как теплоизоляция, не позволяя радиатору охлаждаться за счет воздуха, проникающего через решетку. Если в зимнее время это, наоборот, дает положительный эффект (тепло меньше рассеивается и больше отдается в салон через печку), то в жаркую погоду это может вызывать перегрев двигателя. Опасность также заключается в том, что в ламелях может скапливаться легковоспламеняемый мусор — например, тополиный пух.

 

Решение проблемы


Если на радиатор налипло много пыли, грязи, листвы и других загрязнений, если нужно очистить. Это удобно делать с помощью мойки высокого давления, поскольку ее сопло может достать до труднодоступных участков между радиатором и кузовом.
Бытовые и профессиональные мойки создают достаточно сильный напор, поэтому мощная струя воды может повредить тонкие хрупкие ламели. Чтобы не допустить этого, нужно установить минимальную мощность или держать сопло мойки на достаточном расстоянии от очищаемых поверхностей.

 

Причина №5 — неисправный термостат


Термостат устанавливается между радиатором и двигателем. Он служит для управления циркуляцией антифриза и обеспечивает наиболее экономичный и безопасный режим работы мотора. Если температура ОЖ не превышает 70–90 градусов (конкретный предел зависит от модели авто), термостат находится в закрытом состоянии, и жидкость циркулирует по малому кругу. Это позволяет мотору быстрее прогреваться после холодного пуска. При дальнейшем нагреве термостат открывается, и антифриз начинает протекать по большому кругу через радиатор.
Заводской брак, сторонние отложения и неправильная установка могут привести к заклиниванию этого механизма. Если термостат заклинил в открытом состоянии, мотор будет слишком долго прогреваться, особенно зимой. Если механизм застопорится в закрытом положении, это приведет к тому, что жидкость не сможет циркулировать по большому кругу и охлаждаться в радиаторе. Соответственно, мотор неизбежно будет перегреваться.

 

Решение проблемы


Термостаты, как правило, устанавливаются на обратных ветвях охлаждающих контуров. Это значит, что деталь можно найти по выходному патрубку от радиатора охлаждения. Он выходит из нижней части радиатора и соединяется с двигателем через термостат. Также выходной шланг можно определить по температуре — при прогретом моторе он будет холоднее, чем входной.
Снятие термостата — относительно простая процедура. Предварительно следует слить антифриз из системы. Затем с термостата нужно снять патрубок, закрепленный хомутом. Сама деталь крепится несколькими болтами. Достаточно выкрутить их и вынуть термостат из двигателя. Установка новой детали проводится в обратной последовательности.
Одновременно с заменой термостата рекомендуется выполнить промывку системы и поменять охлаждающую жидкость. Это позволит увеличить срок службы новой запчасти и избежать ее преждевременного засорения, которое может привести к заклиниванию.

 

Причина №6 — поломка водяного насоса


Помпа представляет собой механизм с крыльчаткой внутри. Ее лопасти вращаются за счет крутящего момента, который отбирается от двигателя и передается на водяной насос с помощью ремня. Помпа может выйти из строя по таким причинам:

  • Разрушение крыльчатки. Такое часто происходит в зимнее время, когда в систему охлаждения залит слишком разбавленный антифриз. Если в жидкости содержится много воды, она будет замерзать даже при незначительных морозах. При этом в помпе образуется лед, который блокирует крыльчатку. В момент запуска двигателя она попросту разрушается
  • Износ подшипника. Вал, на котором закреплен шкив помпы и крыльчатка, оснащен подшипником. Со временем он может изнашиваться, что приводит к появлению люфта, посторонних шумов и вибраций.
  • Износ прокладки. Корпус помпы состоит из двух частей, между которыми установлена уплотняющая прокладка. Из-за сильного износа она может потрескаться. Это приводит к нарушению герметичности водяного насоса и утечке ОЖ. В результате двигатель перегревается из-за нехватки теплоносителя.

 

Решение проблемы


В некоторых моделях авто неисправные водяные насосы подлежат полной замене и являются неремонтопригодными. Во-первых, зачастую они имеют неразборную конструкцию. Во-вторых, менять отдельные детали (крыльчатки, валы, подшипники) нецелесообразно с точки зрения затраченных усилий и времени. Дело в том, при снятии помпы нужно ослаблять и убирать ремень, отсоединять подушки ДВС и демонтировать ряд других деталей, затрудняющих доступ к этому механизму. Чтобы не выполнять такие сложные и трудоемкие работы каждые 1–2 года, сломанную помпу лучше полностью заменить.
Для других автомобилей выпускаются сборно-разборные водяные насосы. Такие помпы состоят из двух частей. На одной половине располагается крыльчатка и вал с подшипником, а вторая половина является лишь частью корпуса. Поэтому при неисправностях можно заменить лишь первую половину, на которой располагаются все основные детали. Такие части помп серийно выпускаются производителями автозапчастей, поэтому их несложно найти в продаже.

 

Причина №7 — обрыв ремня помпы


В зависимости от качества, марки и условий эксплуатации, ремни водяных насосов служат до 60–100 тыс. км. Перепады влажности и температуры, загрязнение абразивными частицами пыли и езда на высоких оборотах приводят к износу резины и образованию трещин. Если вовремя не заменить старый ремень, он может оборваться среди дороги. При этом крыльчатка помпы перестанет вращаться и не сможет обеспечивать циркуляцию антифриза в системе, что приведет к перегреву мотора.

 

Решение проблемы


Если поломка возникла посреди дороги, возможны три варианта действий. Первый вариант заключается в том, чтобы доехать до дома, гаража или автосервиса с неисправной помпой, избегая больших нагрузок на мотор. Через каждые 500–1000 м следует останавливаться, когда стрелка термометра подходит к красной зоне, и ждать, пока двигатель немного остынет. Если нужно проехать небольшое расстояние, этот метод будет вполне уместным.
Второй способ — вызвать эвакуатор или обратиться за помощью к другим водителям, которые смогут отбуксировать машину в автосервис. Это уместно, если поломка возникла далеко от ближайшего сервиса или дома, и езда короткими отрезками по полкилометра может занять слишком много времени.
Третий вариант — припарковать автомобиль в безопасном месте и отправиться в магазин запчастей за новым ремнем. Например, можно вызвать такси, воспользоваться общественным транспортом или автостопом. Вернувшись обратно с новым ремнем, можно установить его за 30–60 минут. Если он не натягивается на шкивы, необходимо найти болты натяжного механизма и ослабить их. После установки его нужно снова подтянуть регулировочными болтами, иначе он будет проскальзывать и быстро износится.

 

Причина №8 — неисправность вентиляторов


Чтобы ускорить отвод тепла от радиатора, через который протекает антифриз, возле него устанавливают один или несколько вентиляторов. Они обдувают ламели, благодаря чему охлаждение происходит быстрее и эффективнее, особенно в жаркую погоду и при больших нагрузках. Если вентилятор перестанет работать, жидкость будет хуже охлаждаться. Это повысит вероятность перегрева ДВС.
При поломке вентилятора, как правило, двигатель греется на скорости, когда он работает при больших оборотах и вырабатывает высокую мощность. На холостом ходу он выделяет меньше тепла, поэтому антифриз достаточно охлаждается даже без обдува радиатора.

 

Решение проблемы


Сначала нужно проверить предохранитель в цепи питания вентиляторов. Его можно найти по соответствующим обозначениям, которые изображены на крышке блока предохранителей. Если он выполнен в прозрачном корпусе, водитель сможет сразу увидеть оплавившуюся токопроводящую жилу. Если предохранитель имеет непрозрачный корпус, и по внешнему виду невозможно определить его состояние, проблему можно решить такими способами:

  • При наличии мультиметра следует проверить его в режиме «прозвонки» или измерения сопротивления. У исправного предохранителя сопротивление будет нулевым.
  • Если в машине имеются запасные предохранители, нужно найти подходящий по размеру и номиналу, установить вместо старого, завести двигатель и проверить работу вентиляторов.
  • При отсутствии запасных предохранителей можно вынуть подходящий элемент из цепи питания другого оборудования, которое временно не используется — например, магнитолы, обогрева заднего стекла и др.

Если предохранители в порядке, на следующем этапе нужно проверить проводку и разъемы питания вентиляторов. Не исключено, что электрический штекер плохо закреплен в гнезде. Проводку нужно особенно внимательно осматривать в местах, где она наиболее уязвима. Например, кабели часто заламываются в местах, где они закреплены хомутами.

 

Причина №9 — высокая нагрузка на двигатель


В некоторых условиях даже полностью исправная система охлаждения не может обеспечить эффективный отвод тепла от двигателя. Такое часто наблюдается в жаркую летнюю погоду, когда автомобиль движется вверх по затяжному подъему, буксирует другую машину, тянет нагруженный прицеп, перевозит тяжелый багаж в автобоксе, а в салоне заняты все пассажирские места. В таких условиях мотор работает на повышенной мощности. Соответственно, в нем сгорает больше топлива и выделяется больше тепловой энергии. Из-за этого стрелка термометра на приборной панели может приближаться к красной зоне и даже заходить в нее.

 

Решение проблемы


Чтобы обеспечить дополнительное охлаждение мотора, работающего под большой нагрузкой, можно ненадолго включить салонный отопитель. В летнее время такое решение может показаться абсурдным: в машине и без того жарко, а включенная печка лишь усилит ощущение дискомфорта. Но это можно компенсировать, полностью опустив стекла в передних и задних дверях. С помощью дефлекторов (решеток, из которых дует теплый воздух) можно перенаправить воздушный поток вверх, вниз, в сторону или на задний ряд сидений, чтобы это не создавало неудобств. За счет дополнительного отвода тепла через печку двигатель будет лучше охлаждаться. Такая мера позволит снизить тепловую нагрузку на мотор и избежать критического перегрева.
Также следует чаще тормозить двигателем, когда это возможно. Когда автомобиль катится с включенной передачей и отпущенной педалью газа, временно прекращается подача топлива в мотор. При этом крыльчатка помпы начинает быстрее вращаться, усиливая циркуляцию антифриза.

 

Заключение


Перегрев мотора — серьезная и опасная поломка, которую нельзя игнорировать. Несвоевременный ремонт может привести к полному отказу ДВС и его замене. Поэтому необходимо принимать меры при первых признаках неисправностей системы охлаждения.

 

 

1062
2024-10-15 12:02:52